- Военное право

Порядок реорганизации коммерческих организаций предпринимательское право

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок реорганизации коммерческих организаций предпринимательское право». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Фактически, это преобразование предприятия в новое, которое становится правопреемником, то есть принимает все права и обязанности старой компании. В ходе процедуры меняется организационно-правовая форма организации или создается новая компания.

Что такое реорганизация

Иногда реорганизацию путают с ликвидацией. Сходства действительно есть: после завершения реорганизации юридическое лицо исключают из Государственного Реестра, как при ликвидации. Но если компания ликвидируется, то она полностью прекращает работу. А при реорганизации на базе старой компании появляется новая или организация меняет профиль.

Реорганизация бывает добровольной и принудительной. В первом случае решение о проведении процедуры принимает руководство. Во втором – надзорные органы, например суд. Часто требования о реорганизации предъявляют крупным компаниям, которые нарушают закон о конкуренции.

Порядок реорганизации юридических лиц

Учредители (участники) юридического лица или соответствующий государственный орган принимают решение о реорганизации юридического лица, утверждают передаточный акт или разделительный баланс, изменения к учредительным документам существующих юридических лиц, а также учредительные документы вновь возникших юридических лиц.

Реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении.

Далее необходимо произвести:

  • государственную регистрацию юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации;
  • государственную регистрацию ликвидации юридических лиц, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации;
  • государственную регистрацию изменений к учредительным документам юридических лиц, продолжающих свое существование (при реорганизации в форме выделения).

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с нормами главы V Закона о регистрации.

Классификация видов реорганизации

Виды реорганизации:

Создание новых или прекращение прежних юридических лиц

создание одного

создание нескольких

прекращение одного

прекращение нескольких

слияние организаций

+

+

присоединение организации

+

+

разделение организации

+

+

выделение организации

+

+

преобразование организации

+

+

Создание предпринимательских организаций

Это сложный и ответственный период их жизни, состоящий из двух стадий.

  • 1. Подготовка документов, включающих в себя учредительный договор (т.е. договор между создателями или учредителями данного предприятия) и учредительный документ – устав. В этих документах должны быть указаны:
    • – наименование юридического лица;
    • – место его нахождения;
    • – порядок управления его деятельностью;
    • – порядок и условия распределения прибыли и убытков;
    • – другие данные.
  • 2. Регистрация в государственных органах. Ее цель – устранить возможные нарушения законодательства при создании предприятий и определить нового налогоплательщика.
  1. Крылова А.А. Реорганизация юридического лица в форме выделения // Бизнес-адвокат. 2005. N 9. С. 16.
  2. Поваров Ю.С. Предприятие как объект гражданских прав. Самара, 2002. С. 6.
  3. Исаков В.Б. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция. 1997. N 7. С. 15.
  4. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Госюриздат, 1950.
  5. Венедиктов А.В. Слияние акционерных компаний. Пг., 1914.
  6. Грибанов В.П. Юридические лица. М.: МГУ, 1961.
  7. Цитович П. Учебник торгового права. Киев; СПб., 1914.
  8. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. Введение. Торговые деятели. М.: Статут, 2003.
  9. Мартышкин С.В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица: Автореф. дис … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 6.
  10. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Юрид. фирма «Контракт»; ИНФРА-М, 1998. С. 137.
  11. Аксенова Е.В. Реорганизация юридических лиц по законодательству Российской Федерации: проблемы теории и практики: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 8.
  12. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: курс лекций. Т. 1. М., 1994. С. 68.
  13. Суханов Е.А. Реорганизация акционерных обществ и других юридических лиц // Хозяйство и право. 1996. N 1. С. 29.
  14. Трофимов К.Т. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1995. С. 15.
  15. Долинская В.В. Акционерное право: Учебник / Отв. ред. А.Ю. Кабалкин. М.: Юрид. лит., 1997. С. 255.
  16. Долинская В.В. Предпринимательское право: Учебник. 2-е изд., изм. и доп. М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2004.
  17. Долинская В.В. Юридические лица. Гл. 6 // Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Отв. ред. А.И. Масляев, В.П. Мозолин. М.: Юристъ, 2003.
  18. Ломакин Д.В. Некоторые вопросы размещения акций при реорганизации обществ // Законодательство. 2000. N 4.
  19. Брагинский М.И. Юридические лица // Хозяйство и право. 1998. N 3.
  20. Дивер Е.П. Правовое регулирование реорганизации коммерческих организаций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.
  21. Зыкова И.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация. М.: Ось-89, 2005.
  22. Наумов О.А. О защите прав кредиторов при реорганизации должников // Арбитражная практика. 2001. N 3. С. 4 — 7.
  23. Архипов Б.П. Юридическая природа фактического состава, опосредующего реорганизацию акционерного общества // Законодательство. 2002. N 3.
  24. Филиппова Л.В. Применение законодательства об акционерных обществах // Арбитражная практика. 2003. N 1. С. 84, 85.
  25. Корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт, 2009. С. 483.
  26. Габов А., Федорчук Д. Реорганизация акционерных обществ // Журнал для акционеров. 2003. N 3. С. 33, 34.
  27. Карлин А.А. Реорганизация акционерного общества: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 17 — 19.
  28. Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997. С. 131.
  29. Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Лекс-Книга, 2002. С. 43.
  30. Долинская В.В. Реорганизация юридических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 8.
  31. Neye H.-W., Limmer P., Frenz N., Harnacke U.M. Verlag fuer die Rechts-und Anwaltspraxis GmbH & Co., Herne. Berlin, 1996. S. 26.
  32. Лаптев В.В. Правовое положение государственных промышленных предприятий в СССР: Дис. … докт. юрид. наук. М., 1963. С. 133.
  33. Рудяк Е.В. Правовое регулирование деятельности органов акционерных обществ в процессе реорганизации: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.
  34. Бакулина Е.В. Совершенствование правового регулирования реорганизации хозяйственных обществ: Автореф. дис … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 4, 5.
  35. Нуждин Т.А. Корпоративная реструктуризация посредством разделения и выделения: вопросы теории и правоприменительной практики // Право и экономика. 2010. N 4. С. 11 — 18.
  36. Дедов Д.И. Правовые формы реструктуризации бизнеса // СПС «Гарант».
  37. Советское гражданское право. Ч. 1 / Под общ. ред. Ф. Маслова, А.А. Пушкина. Киев, 1977. С. 124 — 127.
  38. Грибанов В.П. Юридические лица. М.: Изд-во МГУ, 1961. С. 31.
  39. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 97.
  40. Мартышкин С.В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица: Дис. … канд. юрид. наук. Самара, 2000. С. 188.
  41. Гавзе Ф.И. Обязательственное право (общие положения). Мн., 1968. С. 119.
  42. Гражданское право. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 84.
  43. Илюшина М.Н. Проблемы правопреемства при реорганизации юридических лиц // Закон. 2006. N 9. С. 30.
Читайте также:  Как будет начисляться пенсия в 2023 в Казахстане

Выделяют следующие виды реорганизации:

1) добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.

2) принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Так, в соответствии со ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Федеральная антимонопольная служба РФ может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. Если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).

В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» на антимонопольные органы возложено осуществление контроля над реорганизацией в форме слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:

1) заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

2) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

3) решение о реорганизации юридического лица;

4) договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;

5) передаточный акт или разделительный баланс;

6) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней. При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.

К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

1) должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;

2) конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;

3) уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);

4) арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:

временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;

административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;

внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;

конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.

5) иные лица, в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;

6) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т. д.

В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.

1. Принятие решения

Оно должно быть единогласным для всех участников собрания акционеров (собственников компании). Результат переговоров учредителей относительно судьбы организации должен быть зафиксирован документально. Такой бумагой выступает протокол собрания.

Читайте также:  Ходатайство об обеспечении иска

1. Извещение налоговой службы. Государство дает юридическим лицам срок в три дня.

2. Уведомление СМИ и размещение сообщения о реорганизации в экономической периодике.

3. Сбор документации, необходимой для проведения процедуры.

Далее бумаги нужно предоставить в государственные структуры, которые ведают вопросами реорганизации предприятий.

5. Получение на руки документов, подтверждающих завершение реорганизации.

Если все пройдет гладко, то это займет приблизительно 3 месяца.

Реорганизация – это долгосрочный процесс и справиться за пару дней здесь не получится. По факту, это прекращение деятельности одной компании и возникновение на ее месте другой, полностью перенявшей на себя ее обязанности и права.

Реорганизация – передача прав и обязанностей

Правопреемство в данном случае является универсальным, поскольку к вновь созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица по всем обязательствам, существующим к моменту реорганизации.

Под формированием минимального обособленного имущества коммерческой организации, гарантирующего права ее кредиторов, понимается процесс закрепления принадлежащего учредителям имущества за создаваемым юридическим лицом. Формирование минимального обособленного имущества может происходить как до момента регистрации коммерческой организации, так и после указанного момента.

Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением или прекращением обязательства.

Согласно ст. 8 Закона о регистрации государственная регистрация коммерческой организации осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

То есть, плавный переход из одной формы в другую – вполне нормальный процесс, с учетом необходимости его запуска и проведения. Это способствует развитию других форм деятельности, решаются определенные проблемы по выживанию конкретного предприятия.

Увольнение сотрудников и сообщение в службу занятости

При принятии решения о ликвидации необходимо уведомить каждого сотрудника о предстоящем увольнении. Сделать это нужно не позднее, чем за 2 месяца до прекращения работы. Обычно составляют письменные уведомления и вручают их работникам под роспись. Основание увольнения – прекращение деятельности ООО в соответствии с п.1 ст. 81 ТК РФ.

Помимо уведомления сотрудников, в известность необходимо поставить и службу занятости. На это также выделяют 2 месяца, при массовом увольнении – 3 (от 15 сотрудников). В письменном заявлении указывают сведения по каждому работнику (должность, образование, специальность, квалификация, условия оплаты труда).

При увольнении сотрудников необходимо выдать каждому выходное пособие, а также компенсацию за неиспользованный отпуск. В день утверждения приказа об увольнении (или на следующий рабочий) подаётся отчёт СЗВ-ТД.

Формы преобразования (реорганизации) юридических лиц определены на законодательном уровне:

  1. Преобразование. Форма реорганизации, при которой происходит смена организационно-правовой формы предприятия.
  2. Выделение. Процесс реорганизации, при котором из одной компании появляются новые, называется выделение. При этом новые предприятия наследуют часть прав и обязанностей исходной компании. Но при этой форме реорганизации основная компания не ликвидируется, а продолжает функционировать.
  3. Разделение. Данная форма предполагает расщепление исходной компании на несколько новых, которые перенимают у нее все права и обязанности.
  4. Присоединение. Результатом этого процесса становится передача прав и обязанностей ликвидируемых компаний одному предприятию.
  5. Слияние. Эта форма предполагает создание новой компании, основой для которой выступают несколько ликвидируемых предприятий.

Порядок принудительной реорганизации

Гражданский Кодекс РФ выделяет три схемы принудительной реорганизации. Это реорганизация по решению суда; по решению уполномоченного государственного органа или по решению внешнего управляющего. При этом внешний управляющий должен быть назначен судом по иску уполномоченного государственного органа, если учредители юридического лица, либо уполномоченные ими лица, либо лица, уполномоченные на реорганизацию в Учредительных документах, не приняли решения о реорганизации в установленный срок.

Перечисляя способы и порядок реорганизации, ГК РФ не указывает когда осуществляется та или иная схема, как и не называет орган и лицо, которое вправе обращаться в суд с иском о принудительной реорганизации. Следовательно, эти и некоторые другие вопросы принудительной реорганизации отнесены к компетенции федерального законодательства. Например, при нарушении норм антимонопольного законодательства РФ принудительная реорганизация осуществляется по решению суда. Судебный порядок принудительной реорганизации предусмотрен для жилищного накопительного кооператива, для реорганизации которого необходимо требование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков. А вот при принудительной реорганизации кредитных организаций приоритет отдается требованию Банка России.

Более детально урегулирован в Гражданском Кодексе и в Федеральных Законах порядок проведения принудительной реорганизации по решению внешнего управляющего, назначенного судом. Именно с момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению организацией. Следовательно, внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с Учредительными документами, которые были сформированы в результате реорганизации. Если суд утвердит вышеуказанные документы, то это станет основанием для государственной регистрации юридических лиц возникающих в результате принудительной реорганизации. Примерно такие же положения можно найти в специальных законах. В общем и целом Федеральные Законы, регулирующие принудительную реорганизацию юридических лиц, практически не содержат других правил и условий, оставляя все основные вопросы на решение внешнего управляющего.

Российское законодательство выделяет пять видов реорганизации:

1) Слияние — эта реорганизация направлена на объединение нескольких юридических лиц в одно. В результате несколько организаций (например, «А» и «B») перестают существовать путем образования новой организации «С». При этом организации «С» переходят все права и обязанности организаций «А» и «B».

2) Присоединение — это процесс, в соответствии с которым присоединяемая организация «А» перестает существовать, а все права и обязанности переходят организации «B», к которой она присоединилась.

3) Разделение — этот вид реорганизации подразумевает, что организация «А» перестает существовать в связи с разделением на несколько других организаций (например, «B» и «С»). Причем организациям «B» и «С» передаются права и обязанности организации «А».

4) Выделение — эта форма реорганизации юридических лиц, по окончанию которой организация «А» не прекращает свое существование, а частично передает свои права и обязанности выделившимся организациям (например, «B» и «С»).

5) Преобразование — это процесс, в соответствии с которым изменяется организационно-правовая форма организации «А». В результате чего она прекращает свое существование, а все права и обязанности переходят вновь создаваемой организации «B».

Добровольная ликвидация юридического лица

Учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом ФНС для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что компания находится в процессе ликвидации. Сделать это необходимо в трехдневный срок с даты принятия решения о ликвидации. Формы сообщения, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России № MMB -7-6/25@. В ходе ликвидации используются:

  1. Уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
  2. Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).

Одновременно с принятием решения может быть назначена ликвидационная комиссия (ликвидатор), к которым переходят полномочия по управлению делами компании. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.

Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ и Приказу ФНС России № САЭ-3-09/355 Ликвидационная комиссия публикует в журнале «Вестник государственной регистрации» данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Читайте также:  Общежития квартирного, блочного, секционного и коридорного типа: чем они отличаются и где условия проживания лучше

Во время такой процедуры как ликвидация компания представляет бухгалтерскую отчетность в общем порядке, а также промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

Согласно ст. 23 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:

    в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.
    в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со статьей 75 настоящего Федерального закона; во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям; в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами — владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Федеральные особенности принудительного прекращения деятельности

Как отмечалось выше те или иные особенности принудительного прекращения деятельности коммерческих организаций присутствуют во многих Федеральных Законах, например в статье 25 ФЗ «Об электроэнергетике» говорится о возможности принудительной реорганизации в форме разделения в отношении юридических лиц осуществляющих свою деятельность в сфере электроэнергетики. Указанный нормативный акт хоть и ссылается на антимонопольное законодательство, но имеет некоторые отличия, например по условиям при которых возможно проведение принудительной реорганизации соответствующей категории коммерческих организаций.

Возможность применения принудительной реорганизации имеется в действующем законодательстве РФ о банках и банковской деятельности, в частности, в Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» она предусмотрена для коммерческих банков на основании соответствующего требования Банка России.

Так, при получении требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель должен собрать совет директоров или общее собрание участников организации для заявления ходатайства о необходимости реорганизации кредитной организации в течение пяти дней с момента получения требования. При этом органы управления кредитной организации должны сообщить Банку России о принятом решении не позднее 10 дней с момента получения его требования. Важным моментом здесь является проведение принудительной реорганизации не в форме разделения или выделения, а в форме слияния или присоединения. О принудительной реорганизации коммерческих организаций также сказано в статье 74 Федерального Закона «О Центральном банке (Банке России)».

Федеральный Закон «О жилищных накопительных кооперативах» тоже предусматривает возможность принудительной реорганизации в статье 13, которая устанавливает, что кооператив подлежит принудительной реорганизации в судебном порядке, в форме разделения или выделения если число его членов превысит предел, установленный законом.

В Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве)» можно обнаружить элементы принудительной реорганизации, решение о которой может быть принято в ходе осуществления управления внешним управляющим. Подобный вывод напрашивается из анализа норм статьи 109 указанного нормативного акта. При этом решение должно получить одобрение кредиторов, и быть утвержденным судом. Статья 37 Федерального Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает, что созданные до момента вступления в силу настоящего закона, унитарными предприятиями дочерние предприятия подлежат принудительной реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям.

Что такое реорганизация

Фактически, это преобразование предприятия в новое, которое становится правопреемником, то есть принимает все права и обязанности старой компании. В ходе процедуры меняется организационно-правовая форма организации или создается новая компания.

Иногда реорганизацию путают с ликвидацией. Сходства действительно есть: после завершения реорганизации юридическое лицо исключают из Государственного Реестра, как при ликвидации. Но если компания ликвидируется, то она полностью прекращает работу. А при реорганизации на базе старой компании появляется новая или организация меняет профиль.

Реорганизация бывает добровольной и принудительной. В первом случае решение о проведении процедуры принимает руководство. Во втором – надзорные органы, например суд. Часто требования о реорганизации предъявляют крупным компаниям, которые нарушают закон о конкуренции.

Основные формы реорганизации юридических лиц

1. Реорганизация в форме слияния

При слиянии создается новое юридическое лицо, которому несколько ликвидируемых компаний передают свои права и обязанности. В первую очередь каждое из подлежащих реорганизации предприятий принимают легитимное решение о начале этой процедуры и прописывают все условия объединения в специальном договоре.
Компания-правопреемник обязуется погасить все долги закрываемых фирм, поэтому процедура проходит быстро – достаточно подать соответствующее заявление о реорганизации путем слияния в совокупности с передаточным актом в регистрирующий орган.

Специальный передаточный акт составляется при реорганизации путем слияния, присоединения и преобразования, а разделительный баланс готовится для разделения и выделения новых юридических лиц из старой бизнес-структуры.

2. Реорганизация в форме разделения

Реорганизуемая компания перестает существовать, а на смену ей приходят вновь созданные юридические лица. Вместе с заявлением о ликвидации в ИФНС необходимо подать и разделительный баланс для создания новых компаний и распределения между правопреемниками обязательств и имущества первоначальной организации.

Чаще всего такая реорганизация производится с целью разделения узкоспециализированных направлений деятельности фирмы.

3. Реорганизация в форме выделения

Существует возможность и без ликвидации основной компании провести реорганизацию. При этом по разделительному балансу первоначальная фирма выделяет часть своего имущества и обязательств вновь создаваемому предприятию, находящемуся не в подчиненном, а на равнозначном положении.

4. Реорганизация в форме присоединения

Все обязанности и права переходят от одной компании к другой, продолжающей своей существование. При регистрации изменений в ЕГРЮЛ все нюансы сделки фиксируются в передаточном акте. Никаких новых юридических лиц не возникает, но одна из компаний покидает рынок и ликвидируется.

Таким образом производится спасение малоприбыльных предприятий без сокращения рабочих мест и сворачивания производства – они переходят под крыло более сильного бизнеса. Решение это удостоверяется протоколами общего собрания участников или решением единственного учредителя.

5. Реорганизация путем преобразования

Есть и простейший путь реорганизации – преобразование, которое подразумевает всего лишь изменение организационно-правовой формы существующего предприятия. При этом не происходит ни ликвидации, ни создания юридических лиц, меняется лишь форма ведения деятельности и структура компании.

Решением общего собрания участников принимаются новые учредительные документы, измененная структура и передаточный акт. Затем все эти изменения регистрируются в установленном порядке.

Обязательная условием при подаче заявления о реорганизации юридических лиц на государственную регистрацию является уплата пошлины в размере 400 рублей.
Важно не просто правильно подготовить сопутствующую документацию и регистрировать изменения в ЕГРЮЛ, нужно обеспечить правильный порядок налоговой и иной правопреемственности. Для этого необходимо при реорганизации учитывать следующие положения законодательства:

  • Правила о правопреемстве по налоговому законодательству;
  • Нормы антимонопольного законодательства;
  • Требования гражданского права, по которым и производится процедура реорганизации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *