- Арбитражные дела

Государственная казна РФ. Понятие государственной казны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная казна РФ. Понятие государственной казны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Возможно, не всем известно, что к казне Российской Федерации предъявляется все больше исков. Как следует из письма Министерства финансов РФ от 28 июня 2009 г. N 01-01-10 „Об обзоре практики рассмотрения в судах споров с участием Министерства финансов Российской Федерации по защите интересов казны Российской Федерации и Правительства Российской Федерации за 2008 год“19, в 2008 г. их было более четырех с половиной тысяч. Сумма предъявленных исков составила свыше 12 млрд рублей, около 80 млн рублей было взыскано за счет средств федерального бюджета.

Назначение государственной казны

Наполнение государственной казны материальными ценностями происходит постоянно, равно как и отчисления на экономическую деятельность. Рост объемов запасов свидетельствует о хорошем положении дел в стране и позволяет выделять часть ресурсов на реализацию различных проектов. В противном случае правительству приходится регулировать расходную часть, урезать финансирование отдельных отраслей.

Основные функции государственной казны:

  • Пополнение региональных и муниципальных бюджетов для обеспечения деятельности и реализации приоритетных проектов.
  • Накопление ресурсов, их хранение и капитализация.
  • Социальная функция, необходимая для поддержки населения страны и реализации социально значимых задач.
  • Наличие и эффективная работа государственной казны позволяет развивать рыночную экономику, конкуренцию, поддерживать предпринимательскую деятельность.
  • Казна необходима для реализации инвестиционной функции. С помощью финансовых инструментов правительство вкладывает средства в проекты, способные принести прибыль и извлечь ощутимые выгоды для государства.
  • Государственная казна выполняет гарантийную функцию, поддерживая экономику страны и уровень жизнь населения в период экономического кризиса.

Понятие и гражданско правовое значение казны

Казна влияет на осуществление функций государства. Отсутствие должной правовой регламентации порядка управления государственной казной влечет за собой неурегулированность экономических и гражданско-правовых отношений в стране. Анализ действующей нормативно-правовой базы по рассматриваемой проблеме показал, что в России отсутствует система законодательных и нормативных актов, регламентирующих вопросы формирования, учета, распоряжения и управления активами казны, а также не определено понятие государственной казны.

На уровне субъектов РФ законы о казне как отдельного института действуют в семи регионах: Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Свердловской, Читинской областях и в г. Москве. В основе этих законов положены статьи Гражданского кодекса о казне, где отсутствует классификация ряда активов казны по юридическим и экономическим признакам. Наличие элементов, обеспечивающих органы управления страны полной, точной, своевременной и надежной информацией о состоянии экономики, в том числе казны РФ, снижает риск неопределенности при принятии решений на всех уровнях системы государственного регулирования.

Введение. В условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только эко­номного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности госу­дарства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели — обеспече­ние безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.

В экономической теории государственные ресурсы (государственное имущество), включенные в казну, составляют средства соответствующего бюджета и иное имущест­во (активы казны), принадлежащее Российской Федерации, субъекту Россий­ской Федерации или муниципальному образованию на праве собственности, не закреп­ленное за государственными предприятиями и учреждениями.

2 Становление казны началось с примитивного представления о ней.

В дореволюционной научной литературе указывается на то, что в древности под казной понимали запасы домашней рухляди, драгоценных камней, денег и другое.[1] В дореволюционной цивилистической литературе казна определялась как государство, выступающее в качестве участника гражданских правоотношений, субъекта гражданского права.

[2] В более поздних трудах казна стала признаваться, как правило, юридическим лицом — субъектом имущественных гражданских прав и обязанностей.

[3] В дореволюционных источниках отмечается, что государственные имущества в России начали рассматриваться в качестве самостоятельного вида имущества, отличного от личной собственности государя, лишь при Павле 1 при издании Указа 1797г.

используется в качестве основного рычага, с помощью которого регулируются основные сферы жизнедеятельности страны и ее населения.

Постоянно меняющаяся законодательная база призвана регулировать использование ресурсов в казне с целью их поддержания на необходимом для экономики страны уровне.Казна формируется за счет налоговых отчислений с различных уровней, природных ресурсов, имущества, находящегося в собственности государства.

РФ отличается неоднородностью.

Существует два уровня ее формирования. Первым является федеральная, а вторым – региональная собственность. Имущество может закрепляться за госпредприятиями и учреждениями на Им также может формироваться казна государства.

Реализация прав госсобственности регулируется статьями 214, 124-125 и 113 ГК. Рассмотрим далее, что такое казна. Источники пополнения казны – средства бюджета и муниципальное либо госимущество.

При этом в ее формировании участвуют только те объекты, которые не закрепляются за госучреждениями и предприятиями. Данное положение устанавливает 214 статья ГК.

Определяя, что такое казна, норма указывает на то, что она может быть федеральной, региональной (республиканской, краевой, областной, окружной).

Доходы от имущества казны

Бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрен такой вид доходов бюджета, как доходы от использования и продажи государственного и муниципального (далее — публичного) имущества .

Ст. 41 — 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Указанный вид доходов является древнейшим источником покрытия публичных расходов, но на сегодняшний день общепринятым является мнение о незначительности таких доходов в общем объеме поступлений в бюджет. Среди источников бюджетных доходов доминируют налоги, однако роль публичного имущества как источника публичных доходов, в особенности для бюджетов Российской Федерации, де-факто остается очень важной. Нельзя не вспомнить о нефтегазовых доходах бюджета , которые, по сути, представляют собой продукт использования публичного имущества. Помимо нефтегазовых доходов (это комплексный показатель ), в бюджете можно увидеть иные виды доходов от имущества (в разрезе кодов бюджетной классификации): доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности ; платежи при использовании природных ресурсов ; доходы от продажи материальных и нематериальных активов .

Казной именуют государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (государственная казна) и муниципальное имущество не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (муниципальная казна).

Выделяют:

Государственную казну Российской Федерации — государственное имущество Российской Федерации, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями Российской Федерации;

Государственную казну субъекта Российской Федерации — государственное имущество субъекта Российской Федерации, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями субъекта Российской Федерации;

Муниципальную казну — муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Пример

Здание находится на балансе казенного учреждения — такое имущество не признается имуществом казны.

Автомобиль находится на балансе государственного унитарного предприятия — такое имущество не признается имуществом казны.

Нежилое помещение принадлежит Российской Федерации, но не закреплено за за государственными предприятиями и учреждениями — такое имущество является имуществом казны.

Термин «Казна», определен в п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):

«Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.»

Бюджет и казна

Читайте также:  Какие льготы чернобыльцам в 2023 году

Бюджет является денежной частью казны соответствующего публично-правового образования. Так, Тютин Денис Владимирович в книге Налоговое право: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2020 указывает (Введение):

Следует отграничивать термины «бюджет» и «казна»: бюджет является денежной частью казны соответствующего публично-правового образования. В силу п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Особенности налогообложения имущества казны

1) По НДС не признаются объектом налогообложения: «оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;» (пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ);

2) В случае приобретения имущества казны, покупатель (кроме физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) должен как налоговый агент удержать и перечислить в бюджет НДС. Это правило указано в п. 3 ст. 161 НК РФ:

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Возложение ответственности на государство вызвано тем, что конкретное учреждение, действиями должностных лиц которого причинен вред, может вступить в гражданско-правовые отношения лишь в сфере реализации обычной гражданской правосубъектности юридических лиц, но не как орган, наделенный государственными полномочиями, поскольку публичные органы и их должностные лица не обладают гражданской правосубъектностью. Надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда за счет казны должны признаваться РФ, субъект РФ либо муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Непосредственно к участию в деле привлекаются те государственные органы и органы местного самоуправления, которые согласно ст. 1071 Гражданского кодекса уполномочены представлять РФ, субъект РФ, муниципальные образования по таким делам. Гражданский кодекс гласит, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса обязанность выступать от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, а также их должностных лиц по подведомственной принадлежности, возлагается на органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств. Бюджетный кодекс гласит, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (подп. 12.1 ст. 158 БК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» ст. 1081 Гражданского кодекса дополнена п. 3.1, в соответствии с которым РФ, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным ст. 1069 и 1070 ГК РФ, а также по решению Европейского суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение. В соответствии с п. 2.1, 2.7, 3.2, 3.4 и 3.7 приказа Минфина России и Федерального казначейства от 25 августа 2006 г. № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ» в случаях удовлетворения судами исков о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами за счет казны РФ, Министерство финансов РФ напоминает управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ о необходимости обращаться в суды с регрессными требованиями к должностным лицам, виновным в причинении вреда. А при отсутствии в судебном акте указания на виновное должностное лицо предпринимать меры, направленные на его установление.

В гражданском русском дореволюционном праве стали употреблять понятие государственной казны. К ней причисляли денежные государственные средства, валюту, золотой запас, природные ресурсы, казенные земли. В гражданском советском праве не существовало понятия государственной казны. Собственность государства была провозглашена главной формой социалистической собственности, которая является достоянием каждого советского гражданина.

Государство при этом исходило из позиции выделения большей доли общественной собственности крупным предприятиям. Именно поэтому управление ею стало сводиться к регулированию хозяйственной работы крупных предприятий. Оно основывалось на долгосрочном планировании. Только природные ресурсы оставались в управлении федеральных и муниципальных органов, а потому, их можно было причислять к современному термину «государственная казна».

Исполнительные органы

В действующем законодательстве определяется компетенция структур местной и госвласти. Нормы предусматривают полномочия по распоряжению, пользованию и владению средствами бюджета не только для представительных, но и для исполнительных органов. Примером, в частности, может служить Орловская обл. в данном регионе организуется в соответствии с областным законодательством, принимаемым в рамках конституционных положений и ФЗ. Высший при этом наделяется полномочиями утверждать нормативные акты, которыми регулируется пополнение казны, порядок распоряжения ее средствами и объектами. Кроме этого, в компетенцию данного института власти входит контроль сохранности и целевого использования имущества, ее составляющего. Постановлением коллегии администрации области №43 определено, что такое казна. Ее составляют бюджетные средства, и недвижимые объекты, не закрепленные за региональными учреждениями и предприятиями на правах оперативного управления/хозяйственного ведения. В нее включены также земельные участки, не переданные в аренду, являющиеся собственностью области.

Об ответственности государства

Согласно Гражданскому кодексу Российская Федерация ее субъекты и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. То имущество данных субъектов, которое не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями, а также средства соответствующего бюджета образуют согласно ст. 214 Гражданского кодекса государственную казну РФ, казну субъекта РФ и казну муниципального образования.

Российская Федерация является равноправным наряду с гражданами и юридическими лицами участником гражданских правоотношений. Эти правоотношения регулируются гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей правового положения вышеназванных субъектов. По общему правилу исполнения судебных актов о взыскании средств с юридических лиц (государства) взыскание в первую очередь обращается на денежные средства должника и только в случае их недостаточности на иное имущество. Сложно, однако, представить полное отсутствие денежных средств у Российской Федерации.

В этом смысле нужно согласиться с Р. Е. Артюхиным в том, что составной и наиболее ликвидной частью казны являются средства соответствующего бюджета. Именно на них, а не на имущество в натуральном выражении судами обращается взыскание по искам, обязанность удовлетворения которых возлагается на РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Необходимость правовой регламентации

Казна влияет на осуществление функций государства. Отсутствие должной правовой регламентации порядка управления государственной казной влечет за собой неурегулированность экономических и гражданско-правовых отношений в стране. Анализ действующей нормативно-правовой базы по рассматриваемой проблеме показал, что в России отсутствует система законодательных и нормативных актов, регламентирующих вопросы формирования, учета, распоряжения и управления активами казны, а также не определено понятие государственной казны.

На уровне субъектов РФ законы о казне как отдельного института действуют в семи регионах: Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Свердловской, Читинской областях и в г. Москве. В основе этих законов положены статьи Гражданского кодекса о казне, где отсутствует классификация ряда активов казны по юридическим и экономическим признакам. Наличие элементов, обеспечивающих органы управления страны полной, точной, своевременной и надежной информацией о состоянии экономики, в том числе казны РФ, снижает риск неопределенности при принятии решений на всех уровнях системы государственного регулирования.

РФ отличается неоднородностью. Существует два уровня ее формирования. Первым является федеральная, а вторым — региональная собственность. Имущество может закрепляться за госпредприятиями и учреждениями на Им также может формироваться казна государства. Реализация прав госсобственности регулируется статьями 214, 124-125 и 113 ГК. Рассмотрим далее, что такое казна.

Доходы и расходы казны как основа бюджетной деятельности

Нуртдинов А.А., юрист.

Анализ действующего законодательства, а также различных взглядов в научной литературе позволяет отметить, что в настоящее время отсутствует единообразие в подходах к сущности и понятию «государственная казна». При этом в словарях даются следующие определения слова «казна»:

  1. деньги, имущество, принадлежащее государству или общине;
  2. государство как владелец этих средств;
  3. денежные средства, ценности .

См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 261.

Имущество, непосредственным собственником которого является государство, по мнению С.Н. Братуся, выступает в качестве фонда денежных средств и включено в бюджет государства. «Казна, — считает С.Н. Братусь, — это не государственное имущество вообще, а определенная его часть — именно те денежные средства, которые проходят по бюджету» .

См.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 240.

Факт вхождения бюджетных средств в состав казны получил широкое распространение в научной литературе и признается многими цивилистами, в том числе А.А. Пушкиным , М.И. Брагинским и другими цивилистами.

См.: Пушкин А.А. Советское государство как субъект советского гражданского права. Харьков, 1965. С. 11.
См.: Брагинский М.И. Гражданская правосубъектность Союза и союзных республик // Правоведение. 1963. N 1. С. 52.

Вхождение в состав государственной казны соответствующего уровня бюджетных средств признается и ныне действующим гражданским законодательством РФ. Согласно ст. 214 Гражданского кодекса РФ государственную казну соответствующего уровня составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Действующее законодательство позволяет классифицировать основания пополнения казны, которые могут быть представлены в следующем виде. Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку подразделяются на несколько групп:

  • доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности;
  • доходы от государственных имуществ и угодий;
  • доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности; поступления от личных доходов граждан.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня.

В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законодательство выделяет собственные доходы и заемные средства. К собственным доходам бюджетов отнесены: закрепленные в установленном порядке за бюджетом каждого уровня источники доходов; отчисления, получаемые в бюджеты по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть: государственные займы, бюджетные кредиты, поступления от продажи имущества, получение кредита от кредитных организаций.

В зависимости от форм, методов и условий формирования финансовых ресурсов государства, целей и порядка их использования выделяют: доходы бюджетов всех уровней; доходы государственных внебюджетных фондов.

Возложение ответственности на государство вызвано тем, что конкретное учреждение, действиями должностных лиц которого причинен вред, может вступить в гражданско-правовые отношения лишь в сфере реализации обычной гражданской правосубъектности юридических лиц, но не как орган, наделенный государственными полномочиями, поскольку публичные органы и их должностные лица не обладают гражданской правосубъектностью. Надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда за счет казны должны признаваться РФ, субъект РФ либо муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Непосредственно к участию в деле привлекаются те государственные органы и органы местного самоуправления, которые согласно ст. 1071 Гражданского кодекса уполномочены представлять РФ, субъект РФ, муниципальные образования по таким делам. Гражданский кодекс гласит, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса обязанность выступать от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, а также их должностных лиц по подведомственной принадлежности, возлагается на органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств. Бюджетный кодекс гласит, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (подп. 12.1 ст. 158 БК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам.

Читайте также:  Проезд на электричке по социальной карте Москвича пенсионеру в 2023 году

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» ст. 1081 Гражданского кодекса дополнена п. 3.1, в соответствии с которым РФ, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным ст. 1069 и 1070 ГК РФ, а также по решению Европейского суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение. В соответствии с п. 2.1, 2.7, 3.2, 3.4 и 3.7 приказа Минфина России и Федерального казначейства от 25 августа 2006 г. № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ» в случаях удовлетворения судами исков о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами за счет казны РФ, Министерство финансов РФ напоминает управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ о необходимости обращаться в суды с регрессными требованиями к должностным лицам, виновным в причинении вреда. А при отсутствии в судебном акте указания на виновное должностное лицо предпринимать меры, направленные на его установление.

Мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество мнений и суждений об основных признаках государства. Прежде всего, это наличие аппарата власти и управления (система публичной власти). Основным признаком государства является также наличие аппарата принуждения и армия, территория государства, институт гражданства, сфера юрисдикции. Одним из основных признаков государства является суверенитет.

Другими словами, государство — это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правопорядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а также государственной казной. Казна также является признаком государства, поскольку с ней связаны такие явления, как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.

Необходимость правовой регламентации

Казна влияет на осуществление функций государства. Отсутствие должной правовой регламентации порядка управления государственной казной влечет за собой неурегулированность экономических и гражданско-правовых отношений в стране. Анализ действующей нормативно-правовой базы по рассматриваемой проблеме показал, что в России отсутствует система законодательных и нормативных актов, регламентирующих вопросы формирования, учета, распоряжения и управления активами казны, а также не определено понятие государственной казны.

На уровне субъектов РФ законы о казне как отдельного института действуют в семи регионах: Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Свердловской, Читинской областях и в г. Москве. В основе этих законов положены статьи Гражданского кодекса о казне, где отсутствует классификация ряда активов казны по юридическим и экономическим признакам. Наличие элементов, обеспечивающих органы управления страны полной, точной, своевременной и надежной информацией о состоянии экономики, в том числе казны РФ, снижает риск неопределенности при принятии решений на всех уровнях системы государственного регулирования.

Гражданско-правовые основания пополнения казны

В связи с признанием Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъектами права государственной собственности в настоящее время выделяют казну Российской Федерации и казну каждого из субъектов Российской Федерации.

Кроме того, для обозначения имущества, не закрепленного за государственными унитарными предприятиями и учреждениями, законодатель ввел специальный термин — «государственная казна».

Имущество, непосредственным собственником которого является государство, по мнению С.Н. Братуся, выступает в качестве фонда денежных средств и включено в бюджет государства. «Казна -считает С.Н. Братусь, — это не государственное имущество вообще, а определенная его часть — именно те денежные средства, которые проходят по бюджету»1.

Факт вхождения бюджетных средств в состав казны получил широкое распространение в цивилистической литературе и признается многими цивилистами, в том числе А.А. Пушкиным М.И. Брагинским и другими цивилистами. Так, М.И. Брагинский считает, что С.Н. Братусь «совершенно прав, указывая на то, что сюда должны быть отнесены средства государственного бюджета».

Несколько иной позиции по данному вопросу придерживается А.И. Беспалова, обратив внимание на то, что в состав казны входят не все денежные средства, проходящие по бюджету, а лишь те, «что в каждый данный момент хранятся на счетах соответствующих бюджетов в Госбанке» .

В современной цивилистической литературе, на взгляд автора, правомерно отмечается, что «находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части».Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Это государственное имущество составляет базу для участия данных организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Имущество, не закрепленное за государственными унитарными предприятиями и учреждениями, прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет государственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования.

Вхождение в состав государственной казны соответствующего уровня бюджетных средств признается и ныне действующим гражданским законодательством РФ. Согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственную казну соответствующего уровня составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Если попытаться классифицировать основания пополнения казны, то они могут быть представлены в следующем виде.

Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку подразделяются на несколько групп: доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности; доходы от государственных имуществ и угодий; доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности; поступления от личных доходов граждан.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие доходы.

В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законодательство выделяет собственные доходы и заемные средства. К собственным доходам бюджетов отнесены: закрепленные в установленном порядке за бюджетом каждого уровня источники доходов; отчисления, получаемые в бюджеты по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов федерации и местного самоуправления. Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть: получения органами исполнительной власти процентных или беспроцентных ссуд из иных бюджетов; выпуск государственных или местных займов на инвестиционные цели; получение кредита в банке.

В зависимости от форм, методов и условий формирования финансовых ресурсов государства, целей и порядка их использования выделяют: доходы бюджетов всех уровней; доходы государственных внебюджетных фондов; доходы государственных и муниципальных предприятий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *